Геймеров часто считают оторванными от реальности людьми, живущими в параллельном мире компьютерных игр. Однако, те кто создают мир игр, отнюдь не так далеки от действительности, как может показаться на первый взгляд.
Один из них - Сергей Григорович, 33-летний создатель GSC Game World. Лидирующая в Восточной Европе компания-производитель компьютерных игр, прославилась на весь мир благодаря серии игр на чернобыльскую тематику S.T.A.L.K.E.R., в игре Сергей решил воссоздать пугающую действительность советского постапокалипсиса.
Бизнес-стратегия Сергея Григоровича сама напоминает игру: начинать с простейшего, много тренироваться, набраться опыта, потом перейти к более сложным уровням. И главное — не отчаиваться в случае проигрыша, а просто начинать снова. Эти простые правила помогли Сергею в 18 лет заработать свой первый миллион, а в 32 войти в число 150 самых богатых украинцев по версии журнала Forbes, став предпринимателем 2010 года в Украине по результатам конкурса международной аудиторской компании Ernst & Young.
Сергей одевается неформально и иногда передвигается по офису на роликах. Благодаря своему неформальному стилю одежды Сергей выглядит скорее как молодой игрок (геймер), а не как успешный бизнесмен, внешний вид для него не важен, ведь для успешности в украинском бизнесе - Главное иметь способность к адаптации.
«Я лишал обеда одноклассников, но они были счастливы. Нужно иметь гибкий ум, уметь обходить многие углы. А в остальном, мне кажется, что все нормально. Есть возможность зарабатывать деньги». - Сергей Григорович в интервью украинскому интернет журналу.
Сергей Григорович начал зарабатывать еще в 90-х. Тогда, будучи 12-летним школьником, он сдавал в аренду своим одноклассникам карманные игры, получая за это по 50 копеек. Заметив, что спрос на «услугу» растет, Сергей удвоил стоимость, приравняв ее к тогдашним ценам в школьном кафетерии.
Однако, когда один из арендаторов вернул игру сломанной, бизнес рухнул. Тогда Сергей начал продавать дискеты на киевском радиорынке, что дало ему возможность зарабатывать больше чем его отец-инженер получал в те дни на заводе.
Этот успех разубедил молодого бизнесмена в необходимости получения высшего образования. Сергей два раза поступал в вузы и бросал их в первый же год учебы. Вместо этого в 16 лет он создал компанию по производству компьютерных игр, назвав ее по своим инициалам GSC - Grygorovych Sergiy Costiantynovych.
Сергей Григорович - «открывая собственное дело, я имел стартовый капитал лишь в 8 тысяч долларов и машину "Peugeot 605". Для любого бизнеса достаточно иметь ноль для старта. Человек должен стартовать с того, в чем он развит. Бери эти деньги и множь, и так будет множиться твое развитие.»
Сперва его компания занималась оцифровыванием бумажный энциклопедий, что в 90-х было очень популярным ввиду слабого развития Интернета. На одной такой энциклопедии можно было заработать от 500 до 3 тысяч долларов. Компания Сергея "штамповала" их по 20-30 штук в месяц и распространяла через пиратскую сеть — другой, в то время и не было. (по словам Сергея)
Далее GSC Game World обратились к созданию игр, заимствуя и улучшая идеи других производителей. Это было непросто и неоднозначно с точки зрения закона. Поэтому Сергей так и не смог продать свой WarCraft2000, который по его словам был значительно лучше, чем его оригинальный предшественник, созданный компанией Blizzard Entertainment.
Тогда украинский бизнесмен решил развивать собственные идеи и создал «Казаки: Европейские войны» как продолжение «Эпохи империй», популярной риал-тайм стратегии от компании Microsoft. Выпустив «Казаков» в 2001 году, он был впечатлён объемами их продаж, в сотни раз превзошедших все его ожидания. «Это было в нужное время в нужном месте», - говорит Сергей о успехе своей игры. Компания "Microsoft" вкладывала огромные деньги в рекламу игры "Age of Empires", а мы делали «Казаков» параллельно с ними, и делали это лучше.
Еще больший успех ожидал компанию после создания проекта S.T.A.L.K.E.R. (игры-стрелялки), в которой соединились сюжет «Пикника на обочине» братьев Стругатских с антуражем Чернобыльской зоны отчуждения.
Сергей рассказывает, что идея состояла в том, чтобы воссоздать в игре пугающую действительность советского постапокалипсиса. Идея сработала, что подтверждают уже почти пять миллионов копий игры (материал ранее), проданные по всему миру. Успех игры S.T.A.L.K.E.R. связан с альтернативной реальностью, в которую эта игра вовлекает участников, уверен Сергей и в будущем планирует умножить свой успех, для чего создает параллельно серию книг на эту же тему, а также снимает художественный фильм.
Сейчас GSC Game World занимается не только разработкой, но и издательством своих игр, продавая одну половину из них в страны СНГ, а другую - на Запад. Не обходится, конечно, и без проблем. Пираты из дистрибьютеров превратились в одно из главных препятствий для бизнеса Сергея, мешая ему зарабатывать из-за распространенности нелегальных копий его игр. Еще одной трудностью бизнесмен называет часто "низкий моральный уровень" партнеров или сотрудников.
«Я пришел к выводу, что в моем бизнесе, в IT, выгоднее заниматься чем-то одним, нежели распыляться и диверсифицировать риски на разные проекты, тогда можно создать самое лучшее», - рассказывает он о своем новаторском подходе.
«Я вроде не самый глупый человек, но меня стабильно "нагревают". И где-то раз в два года жестко», - говорит Сергей. В одном из таких случаев бывшая сотрудница украла из компании чемодан с 430 тысяч долларов, и скрылась за границей. Невзирая на разочарования, Сергей рассказывает, что сконцентрировал сейчас все свои усилия на выпуске "S.T.A.L.K.E.R. 2", презентация которого запланирована на 2012 год.
|