7 апреля в Кабинете министров под председательством первого
вице-премьера Александра Турчинова состоялось специальное совещание, на
котором были рассмотрены вопросы снятия с эксплуатации Чернобыльской АЭС
и преобразования объекта «Укрытие» в экологически безопасную систему. Как
подчеркнул в своем докладе на совещании министр МЧС Владимир Шандра, в
2008-2009гг. сделаны серьезные шаги в этом направлении. В частности, в
полном объеме завершено выполнение стабилизационных мероприятий на
объекте "Укрытие", что существенно повысило уровень безопасности этого
объекта и позволило продлить проектный срок его эксплуатации еще на 15
лет, активно идут работы по подготовке площадки для строительства
нового безопасного конфайнмента: выполнены очистка территории под
строительство площадки и обустройство котлованов под фундаменты НБК. —
Мы планируем летом 2009 года после того, как только будет утвержден
Проект нового безопасного конфайнмента, без задержек начать его
строительство, — отметил Владимир Шандра. Обратившись к теме
обращения на ЧАЭС с отработавшим ядерным топливом, Министр МЧС напомнил
участникам совещания, что в апреле 2008 года была завершена выгрузка
отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) из всех трех реакторов ЧАЭС.
Выгруженное топливо размещено в бассейнах выдержки центрального зала
блоков и в хранилище отработавшего ядерного топлива ХОЯТ-1. Эти
мероприятия существенно повысили уровень ядерной безопасности объектов,
- подчеркнул В.Шандра. Несмотря на ряд объективных трудностей, в
том числе и финансовых, коллектив ГСП ЧАЭС изыскивает все возможности,
чтобы обеспечить выполнение всех необходимых мероприятий в
установленные нормативными документами сроки. Поскольку проект
строительства ХОЯТ-2 еще не завершен, а для реализации проекта НБК
необходимо полностью удалить отработавшее ядерное топливо с блока №3,
на ЧАЭС начата реконструкция действующего хранилища ОЯТ. — Мы, —
сказал министр, — очень тесно сотрудничаем с Госатомрегулирования. В
частности, уже есть согласие на получение всех необходимых документов
для этой сложной, с точки зрения ядерной безопасности, операции.
Безусловно, мы гарантируем абсолютно безопасное хранение отработанного
ядерного топлива В 2009 году планируется завершение строительства и
введение в эксплуатацию завода по переработке жидких радиоактивных
отходов (ЗПЖРО) и промышленного комплекса по переработке твердых
радиоактивных отходов (ПКОТРО). Особо Владимир Шандра отметил объективность успехов на Чернобыльской площадке: —
На Ассамблеях стран-доноров Чернобыльского фонда "Укрытие" и Счета
ядерной безопасности в минувшем году были отмечены позитивные изменения
в реализации международных проектов по преобразованию объекта "Укрытие"
в экологически безопасную систему и строительству объектов
производственной инфраструктуры, необходимой для снятия с эксплуатации
ЧАЭС. Об этом же, по мнению министра МЧС, свидетельствует и тот
факт, что в июле 2009 года Ассамблея стран-доноров впервые состоится в
Киеве: — Это подтверждает высокую оценку со стороны международного
сообщества взноса Украины в преодоление последствий аварии на ЧАЭС, —
заявил В. Шандра. В ходе совещания первый вице-премьер-министр
Украины Александр Турчинов сообщил, что правительство, несмотря на
финансово-экономический кризис, выполнит все социальные обязательства
перед гражданами, пострадавшими в результате аварии на Чернобыльской
АЭС. Так, системно увеличиваются социальные выплаты чернобыльцам и
соответствующее увеличение состоится в течение текущего года.
Законодательством о защите чернобыльцев предусмотрено свыше 50 видов
льгот, компенсаций и разного рода доплат. — На попечении
государства находятся сотни тысяч пострадавших граждан, которые имеют
соответствующие льготы на получение компенсационных выплат, — сказал
вице-премьер-министр . Для справки. С 2008 года увеличен размер
чернобыльских пенсий. Минимальный размер государственной пенсии по
инвалидности участникам ликвидации аварии 1986 года увеличен почти в
два раза; ликвидаторам 1987-1990 годов и лицам, эвакуированным из зоны
отчуждения в 1996 году, – почти в полтора раза; размер дополнительных
пенсий за вред, причиненный здоровью гражданам, отнесенный к первой
категории, увеличен почти в семь раз, ко 2, 3, 4-ой категории – почти в
девять раз. Об этом сообщается на Правительственном портале. Но
финансирование плановых мероприятий по снятию ЧАЭС с эксплуатации
остается сложным. Поэтому первый вице-премьер предложил занести в
проект решения рекомендацию Минфину выделить для ЧАЭС дополнительные
средства — если они появятся в результате работы украинской экономики. 8
апреля в Верховной Раде прошли парламентские слушания, посвященные
вопросам преодоления последствий Чернобыльской катастрофы. В сессионном
зале украинского парламента собрались народные депутаты, представители
правительства, центральных и местных органов исполнительной власти,
органов местного самоуправления, общественных организаций, научных
учреждений. Однако, представителей украинской общественности и органов
местного самоуправления на поверку оказалось значительно больше, чем
депутатов… Первый заместитель Председателя Верховной Рады Украины
Александр Лавринович, открывая слушания, отметил: они проводятся для
того, чтобы проанализировать весь комплекс проблем, порожденных аварией
1986 года, и выполнение мероприятий, направленных на их минимизацию. О
мероприятиях, которые проводит МЧС, доложил министр Владимир Шандра. Он
остановился на вопросах обеспечения безопасного состояния, радиационной
и ядерной безопасности зоны отчуждения и объекта "Укрытие" и обращения
с радиоактивными отходами. Министр проинформировал о выполнении работ в
зоне отчуждения за счет международной технической помощи. Особо
подчеркнув, что финансирование чернобыльских программ в 2008 году, как,
впрочем, и в предыдущие годы, характеризуется несоответствием расчетных
объемов финансирования, подаваемых МЧС в бюджетном запросе, объемам,
утвержденным государственным бюджетом на соответствующий год. Завершая
выступление, министр отметил то, что стабильная радиологическая
ситуация, ядерная и радиационная безопасность Чернобыльской АЭС и зоны
отчуждения может быть обеспечена в том случае, если удастся сохранить
темпы работ, взятые предприятиями в 2008 году. В связи с этим МЧС
выступило с предложением для формирования проекта резолюции слушаний —
внести изменения в бюджет на 2009 год. Заместитель председателя
СНБО Сергей Парашин акцентировал внимание на ряде принципиальных
вопросов, от решения которых непосредственно зависит скорость
выполнения мероприятий на промплощадке ЧАЭС: — Цель государства –
обеспечить приемлемый уровень безопасности на площадке приемлемыми
средствами. В течение 23 лет с момента аварии этот процесс шел
волнообразно. Были периоды, когда уровень безопасности падал, что мы с
грустью и наблюдали. В последние годы, я могу сказать точно, он начал
возрастать. Это удалось сделать благодаря ряду компенсирующих мер,
предпринятых на Чернобыльской АЭС. Сегодня было правильно сказано: на
семь лет опаздывают два главных проекта, которые обеспечивают
сохранность отработанного топлива и топливосодержащих материалов. В
результате потери этих семи лет уровень безопасности снижался. Станция
выполнила компенсирующие мероприятия — ситуация начала изменяться к
лучшему. Еще одно важное достижение – персонал ГСП ЧАЭС выгружает
топливо из-за отсутствия нового хранилища отработавшего ядерного
топлива, в старое. Напомню: строительство ХОЯТ-2 было практически
провалено в предыдущие годы, но на ЧАЭС нашли выход: провели
мероприятия по повышению безопасности, внесли изменения в лицензию на
действующий ХОЯТ-1. Решение вопроса хранения всего топлива в старом
хранилище дает нам еще 15 лет безопасного существования. Но главный
прогресс, который был достигнут в этом году, — это стабилизация
управления на площадке. Несмотря на прозвучавшую сегодня критику, я
могу сказать, что на уровне «Президент – правительство – министерство -
Чернобыльская площадка» достигнут бесконфликтный процесс управления.
Это важнейшее достояние, которое мы должны беречь. На рабочем уровне мы
достигли достаточного хороших взаимоотношений с ЕБРР, который является
распорядителем средств по ряду проектов. Это чрезвычайно важно, и мы
видели: 135 миллионов банк финансировал в виде гранта. Это достижение
тоже нужно сберечь. Отсутствие конфликта на площадке и опыт управления
– вот залог дальнейшей успешной работы. Проекты на площадке — после
потери стольких лет! — вошли в активную фазу — это очевидно. Однако
есть и тревожные моменты. Европейские нормы, на базе которых
проектирует НБК „Новарка”, во многом не соответствуют нашим нормам. И
это проблема, которая может отодвинуть окончание сроков завершения
проекта. А ведь он чрезвычайно важен! Новый конфайнмент рассчитан на
100 лет, но есть опастность, что „Новарка” будет упрощать ситуацию.
Значит, мы этот процесс не имеем права выпустить из-под контроля, иначе
в результате окажется, что еще на год, два, три задержится
строительство безопасного конфайнмента. Требует пристального внимания
проект ХОЯТ-2. Получена достаточно тревожная информация, что подрядчик
во время проектирования сделал попытку увеличить стоимость проекта в 2
раза — с 200 миллионов евро до 400. И здесь Украина должна занять
определенную жесткую позицию: дальнейшее повышение цен невозможно! При
этом складывается впечатление, что мы, украинская сторона, полностью
утратили влияние в международной консультативной группе, которая
существует при европейском банке. Два наших уважаемых консультанта не
присутствуют там постоянно — то есть мы теряем свой авторитет на
простых вещах. Я думаю, что совместно с министерством мы решим этот
вопрос. Но, завершая свое выступление, хочу еще раз подчеркнуть:
позитив есть, главное – его не разрушить. В обсуждении вопроса,
вынесенного на парламентские слушания, приняли участие представители
депутатских фракций. Они дали оценку действиям власти по преодолению
последствий Чернобыльской катастрофы, внесли конкретные предложения,
направленные на улучшение сложившейся ситуации. В большинстве
выступлений отмечалось, что задания, определенные Постановлением
Верховной Рады Украины от 18 апреля 2008 года № 276-VI "О состоянии,
мероприятиях и перспективах преодоления последствий Чернобыльской
катастрофы", выполнены не в полном объеме, и обращали внимание Кабинета
Министров на отсутствие системной деятельности центральных органов
исполнительной власти в создании социально-экономических,
организационных условий и гарантий в сфере социальной защиты населения,
которое пострадало в результате Чернобыльской катастрофы. Ораторы
подчеркивали: мировой финансовый кризис не может быть оправданием
невыполнения этого постановления. Главную обеспокоенность, подчеркивали
все вышедшие на парламентскую трибуну, вызывает сокращение объемов
финансирования ряда чернобыльских программ, в частности комплексного
медико-санитарного обеспечения и обеспечения бесплатными лекарствами
граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы. Выступление
председателя Комитета по вопросам экологической политики,
природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы
Анатолия Семиноги было лаконичным и очень эмоциональным. Он отметил,
что за год, который прошел со времени предыдущих слушаний, произошли
существенные положительные изменения, прежде всего в вопросе
обеспечения безопасности Чернобыльской АЭС. Верховной Радой приняты
законодательные акты относительно обращения с радиоактивными отходами в
Украине и Закон "Об Общегосударственной программе снятия с эксплуатации
Чернобыльской атомной электростанции и преобразования объекта "Укрытие"
в экологически безопасную систему". Председатель Комитета по
вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации
последствий Чернобыльской катастрофы также напомнил присутствующим, что
в рамках реализации проектов международной технической помощи введена
первая очередь пускового комплекса "Вектор", подписан акт
Государственной комиссии по принятию мероприятий в рамках проекта
"Стабилизация строительных конструкций объекта «Укрытие». Весомым
взносом в решение комплекса чернобыльских проблем является принятие
Европейским банком реконструкции и развития беспрецедентного решения о
предоставлении 135 миллионов евро из собственных прибылей для
завершения проектов на промплощадке станции. Анатолий Семинога
высказался за целесообразность создания при Кабмине (с условием
обязательного привлечения общественных организаций «чернобыльской
направленности») Координационного совета по комплексному решению
вопросов, связанных с преодолением последствий Чернобыльской
катастрофы, и постоянно действующего секретариата, на который будут
возложены функции по координации деятельности министерств. По его
мнению, это даст возможность обеспечить прозрачность в деятельности
органов управления, в том числе при формировании проекта
Государственного бюджета и его реализации. Подконтрольными станут такие
болезненные вопросы как оздоровление, обеспечение лекарствами и жильем
граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы. В
завершение председатель Комитета подчеркнул, что основным социальным
приоритетом государственной политики Украины относительно преодоления
последствий Чернобыльской катастрофы должна стать реабилитация
радиоактивно загрязненных территорий: — Возрождение жизни на этих
территориях, содействие социальной адаптации пострадавших, обеспечение
современного медико-санитарного обслуживания пострадавшего населения —
вот основные приоритеты сегодняшнего дня. Главное - это человек, его
жизнь, здоровье, благосостояние, безопасность, — резюмировал он.
|