«Королевские тигры» поступали на вооружение тяжелых танковых батальонов (schwere Panzerabteilung — sPzAbt), в которых заменяли танки «Тигр I». Никаких новых частей для оснащения этими танками ни в вермахте, ни в войсках СС не создавалось. Батальоны отзывались с фронта и в учебных центрах на полигонах в Ордурфе и Падерборне получали новую материальную часть и проходили переподготовку, Обучение облегчалось использованием на «Королевском тигре» большого количества стандартных и для других немецких танков узлов и агрегатов. В частности, органы управления практически полностью соответствовали таковым на просто «Тигре».
Организационно к весне 1944 года немецкий тяжелый танковый батальон включал в себя три танковых роты по три взвода в каждой. Взвод состоял из четырех машин, рота — из 14 (из них две — командирских). С учетом трех штабных танков батальон по штату должен был иметь 45 боевых машин.
Одним из первых «королевские тигры» получил 503-й батальон. 22 апреля 1944 года его отозвали с фронта на переформирование. Его 1-ю роту вооружили 12-ю новыми танками с башней «типа Порше». В двух других ротах остались старые «тигры» Ausf.E. Такое смешанное вооружение не было случайным, если принять во внимание, что с января по апрель 1944 года фирма Henschel смогла изготовить всего 20 танков «Тигр» Ausf.B. За это же время цеха покинули 378 «тигров» Ausf.E. В конце июня батальон отправили из Ордурфа во Францию — сражение в Нормандии было в самом разгаре. Впрочем, до Нормандии эта часть в полном составе не добралась. Несколько «тигров» уничтожила авиация союзников во время марша к линии фронта, несколько же машин пришлось оставить на складе в Пон-туазе близ Парижа из-за возникших технических неисправностей.
После прибытия на фронт 503-й батальон вошел в оперативное подчинение 22-му танковому полку 21-й танковой дивизии вермахта, которая вела тяжелые бои с английскими войсками в окрестностях Кана. Первой его боевой операцией стала ликвидация прорыва противника около Коломбеля. В этом бою с участием «королевских тигров» были подбиты 12 «шерманов» 148-го королевского танкового полка. Ответ не заставил себя долго ждать.
18 июля 1944 года позиции 503-го батальона подверглись атаке 2100 самолетов союзников! Во всяком случае, именно такое число указывается в зарубежных источниках. Впрочем, количество самолетов явно завышено, по-видимому, кто-то в боевом донесении приписал к реальной цифре лишний ноль. Тем не менее, авиация действительно стала для союзников наиболее эффективным средством борьбы с немецкими танками. Благо у них было абсолютное господство в воздухе. 8 эти дни, если верить горькой шутке немецких солдат, у них стал вырабатываться так называемый «немецкий взгляд», то есть взгляд, устремленный в небо в ожидании очередной атаки английских или американских Jabo (Jagdbombenflugzeug — истребитель-бомбардировщик) — «темпестов», «тайфунов» и «тандерболтов».
Что же касается сухопутного вооружения, то первой адекватно вооруженной американской боевой машиной стала 90-мм самоходная пушка М36, появившаяся на Западном фронте в сентябре 1944 года. Кое-как бороться с «тиграми» могли вооруженные 17-фунтовыми пушками английские танки «Шерман Файер-флай» и «Челленджер», САУ «Ахиллес» и «Арчер».
Вот что вспоминает по этому поводу Чарльз Гейселл, воевавший в чине лейтенанта в 628-м американском батальоне истребителей танков: «Наша часть была одной из немногих, оснащенных новым истребителем танков МЗб с 90-мм пушкой. Большинство других батальонов оснащалось истребителями танков М10, вооруженных трехдюймовыми пушками. Когда мы получали новые машины, нам сказали, что наша 90-мм пушка превосходит 88-ым немецкую. Но в первом же бою роты В нашего батальона с единственным «Королевским тигром» мы обнаружили, что наши бронебойные снаряды не могут пробить башенную броню немецкого танка. Только попав в верхнюю часть башни, удалось вывести его из строя. В этом коротком бою рота В понесла потери.
До конца войны нашему батальону с большим трудом удалось подбить еще только один «Королевский тигр».
Союзники использовали и другие способы борьбы с тяжелыми немецкими танками. Об одном из них рассказал участник Второй мировой войны генерал-лейтенант армии США Джеймс Холлингсворт: «16— 19 ноября 1944 года шли бои на реках Ворм и Pep. 2-й батальон 67-го танкового полка оказался лицом к лицу с 22 «королевскими тиграми», Мы использовали прием, заключавшийся в одновременном залпе всех имеющихся огневых средств по одной цели. Ведя огонь из 105-, 155-, 203- и 240-мм орудий, мы заставили противника повернуть назад. На поле боя остались гореть три «королевских тигра». Наши танковые 75- и 76-мм пушки не могли пробить броню немецких танков. 90-мм пушки истребителей танков из 201-го батальона также оказались бессильны. Слава Богу, нас выручила артиллерия.» А что же 503-й батальон? 12 августа «королевские тигры» получила его 3-я рота, и в таком виде батальон вел бои у реки Орн. При прорыве из Фалезского котла немцам пришлось бросить почти все свои танки. Одни из них вышли из строя из-за многочисленных поломок, главным образом в ходовой части, другие, в особенности "Королевские тигры», не смогли переправиться через реку. Мосты были взорваны, а паромов достаточной грузоподъемности не было. Вскоре личный состав отозвали с фронта в Падерборн, где 22 сентября 1944 года sPzAbt 503 получил 45 новеньких «тигров II», и 12 октября батальон убыл в Будапешт. Но, как говорится, свято место пусто не бывает. В 20-х числах сентября в Голландию под Арнем отправился другой батальон, перевооруженный к тому времени танками «Тигр» Ausf.B — sPzAbt 506.
Добавлено (14.11.2011, 20:07) --------------------------------------------- Немецкий танк Т-4
Panzer IV—единственный немецкий танк, находившийся в серийном производстве всю Вторую мировую войну и ставший самым массовым танком вермахта. Его популярность у немецких танкистов была сравнима с популярностью Т-34 у наших и «Шермана» у американцев. Хорошо конструктивно отработанная и исключительно надежная в эксплуатации, эта боевая машина в полном смысле слова была «рабочей лошадью» панцерваффе.
Уже в начале 30-х годов в Германии была выработана доктрина строительства танковых войск, сложились взгляды и на тактическое использование различных типов танков. И если легкие машины (Рг.\ и Pz.ll) рассматривались преимущественно как учебно-боевые, то их более тяжелые «собратья» — Pz.HI и Pz.IV — как полноценные боевые танки. При этом Pz.lll должен был выполнять функции среднего танка, a Pz.IV —танка поддержки.
Проект последнего разрабатывался в рамках требований к машине 18-тонного класса, предназначенной для командиров танковых батальонов. Отсюда и его первоначальное название Bataillonsfuh-rerwagen — BW. По своей конструкции он был очень близок к танку ZW — будущему Pz.lll, но, имея почти одинаковые с ним габаритные размеры, BW отличался более широким корпусом и большим диаметром башенного погона, что изначально заложило определенный резерв для его модернизации. Новый танк предполагалось вооружить крупнокалиберным орудием и двумя пулеметами. Ком-поковка закладывалась классическая — однобашенная, с традиционным для немецкого танкостроения передним расположением трансмиссии. Забронированный объем обеспечивал нормальную работу экипажа из 5 человек и размещение снаряжения.
Проектированием BW занимались фирмы Rheinmetall-Borsig AG в Дюссельдорфе и Friedrich Krupp AG в Эссене. Свои проекты, впрочем, представили и фирмы Daimler-Benz и MAN. Интересно отметить, что все варианты, за исключением рейнметаллоаского, имели ходовую часть с шахматным расположением опорных катков большого диаметра, разработанную инженером Е.Книпкампом. Единственный же построенный в металле прототип — VK 2001(Rh) — был оснащен ходовой частью, почти полностью заимствованной у тяжелого многобашенного танка Nb.Fz., несколько образцов которого изготовили в 1934- — 1935 годах. Этой конструкции ходовой части и отдали предпочтение. Заказ на производство танка 7,5-сгп Geschutz-Panzerwagen (Vs.Kfz.618) — «бронированная машина с 75-мм пушкой (экспериментальный образец 618)» — в 1935 году получила фирма Krupp. В апреле 1936 года название было изменено на Panzerkampfwagen IV (сокращенно Pz.Kpfw.IV, часто встречается Panzer IV, и совсем краткое — Pz.IV). По сквозной системе обозначений подвижных средств вермахта танк имел индекс Sd.Kfz.161. Несколько машин нулевой серии были изготовлены в цехах крупповского завода в Эссене, но уже в октябре 1937 года производство перенесли на завод Krupp-Gruson AG в Магдебурге, где начался выпуск боевых машин модификации А. Броневая защита корпуса Ausf.A колебалась от 15 (борта и корма) до 20 (лоб) мм. Лобовая броня башни достигала 30, бортов —20, кормы— 10 мм. Воевал масса танка составила 17,3 т. Вооружение — 75-мм пушка KwK 37 с длиной ствола в 24 калибра (L/24); в ее боекомплект иходило 120 выстрелов. Два пулемета MG 34 калибра 7,92 мм {один — спаренный с пушкой, другой — курсовой) имели боезапас в 3000 патронов. Танк оснащался 12-цилиндровым V-образным карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения Maybach HL 108TR мощностью 250 л.с. при 3000 об/мин и пятискорост-ной механической коробкой передач типа Zahnradfabrik ZF SFG75- Двигатель был расположен несимметрично, ближе к правому борту корпуса. Ходовая часть состояла из восьми сдвоенных опорных катков малого диаметра, сблокированных попарно в четыре тележки, подвешенные на четвертьэллиптических листовых рессорах, четырех поддерживающих катков, ведущего колеса переднего расположения и направляющего колеса с механизмом натяжения гусеницы. Впоследствии при многочисленных модернизациях Pz.IV его ходовая часть не претерпела сколько-нибудь серьезных конструктивных изменений.
Характерными чертами машин модификации А стали командирская башенка цилиндрической формы с шестью смотровыми щелями и курсовой пулемет в шаровой установке в ломаном лобовом листе корпуса. Башня танка была смещена влево от его продольной оси на 51,7 мм, что объяснялось внутренней компоновкой механизма поворота башни, включавшего в себя двухтактный бензиновый двигатель, генератор и электромотор. До марта 1938 года заводские цеха покинули 35 танков модификации А. Практически это была установочная партия. Последним вариантом Pz.IV стала модификация Ausf.J. С июня 1944 по март 1945 года завод Nibelungenwerke выпустил 1758 машин этой модели. В целом подобные предыдущему варианту танки Ausf.J претерпели изменения, связанные с технологическими упрощениями. Так, например, был ликвидирован силовой агрегат электропривода поворота башни и сохранился только ручной привод! Упростилась конструкция башенных люков, был демонтирован бортовой прибор наблюдения механика-водителя (при наличии бортовых экранов он стал бесполезным), поддерживающие катки, число которых на машинах поздних выпусков сократилось до трех, лишились резиновых бандажей, изменилась конструкция направляющего колеса. На танке устанавливались топливные баки повышенной емкости, в результате чего запас хода по шоссе возрос до 320 км. Для бортовых экранов широко стала использоваться металлическая сетка. Часть тан-КОБ имела вертикальные выхлопные патрубки, подобные применяемым на танке «Пантера».
За период с 1937 по 1945 год неоднократно предпринимались попытки глубокой технической модернизации Pz.IV. Так, один из танков Ausf.G в июле 1944 года оборудовали гидравлической трансмиссией. С апреля 1945 года собирались оснащать Pz.IV 12-цилиндровыми дизельными двигателями Tatra 103. Самыми же обширными были планы пере- и довооружения. В 1943 — 1944 годах на танки модификации Н планировалось установить башню «Пантеры» с 75-мм пушкой KwK 42 с длиной ствола 70 калибров или же так называемую «тесную башню» (Schmalturm} с 75-мм орудием KwK 44/1, Построили и деревянную модель танка с этой пушкой, размещенной в стандартной башне танка Pz.IV Ausf.H. Фирма Krupp разработала новую башню с 75/55-мм пушкой KwK 41 с коническим стволом длиной 58 калибров.
Предпринимались попытки оснащения Pz.IV ракетным вооружением. Был построен прототип тайка с пусковой установкой 280-мм реактивных снарядов вместо башни. Из стадии деревянной модели не вышла боевая машина, оснащенная двумя безоткатными 75-мм пушками Rucklauflos Kanone 43, размещенными по бокам башни, и 30-мм МК 103 на месте штатной KwK 40.
С марта по сентябрь 1944 года 97 танков Ausf.H были переоборудованы в командирские — Panzerbefehlswagen IV (Sd.Kfz.267), Эти машины получили дополнительную радиостанцию FuG 7, которую обслуживал заряжающий.
Для частей самоходной артиллерии с июля 1944 по март 1945 года в цехах завода Nibelungenwerke 90 танков Ausf.J переоборудовали в машины передовых артиллерийских наблюдателей — Раnzerbeobachtungswagen IV. Основное вооружение на них сохранилось. Дополнительно же эти машины оснащались радиостанцией FuG 7, антенну которой легко узнать по характерной «метелке» на конце, и дальномером TSF 1. Вместо штатной танки получили командирскую башенку от штурмового орудия StuG 40.
В 1940 году 20 танков модификаций С и D были переоборудованы в мосто-укладчики Bruckenleger IV. Работы велись в цехах заводов Friedrich Krupp AG в Эссене и Magirus в Ульме, при этом машины обеих фирм несколько отличались друг от друга по конструкции. По четыре мостоукладчика вошли в состав саперных рот 1-й, 2-й, 3-й, 5-й и 10-й танковых дивизий.
В феврале 1940 года два танка Ausf.C фирма Magirus переоборудовала в штурмовые мосты (Infanterie Sturrri-steg), предназначенные для преодоления пехотой различных фортификационных препятствий. На месте башни был смонтирован раздвижной мост, конструктивно подобный пожарной штурмовой лестнице. В рамках подготовки вторжения на Британские острова (операция «Морской лев») 42 танка Ausf.D оснастили оборудованием для подводного хода. Затем эти машины поступили в 3-ю и 18-ю танковые дивизии вермахта. Поскольку переправа через Ла-Манш не состоялась, боевое крещение они получили на Восточном фронте.
В 1939 году в ходе испытаний 600-мм мортиры Karl возникла потребность в подвозчике боеприпасов. В октябре того же года в опытном порядке для этой цели был переоборудован один танк Pz.IV Ausf.D. В специальном ящике, смонтированном на крыше моторного отделения, перевозились четыре 600-мм снаряда, для погрузки и выгрузки которых служил кран, размещенный на крыше передней части корпуса. В 1941 году в перевозчики боеприпасов (Munitionsschlepper) переоборудовали 13 машин Ausf.F1.
В октябре — декабре 1944 года 36 танков Pz.IV были переделаны в БРЭМ.
Один из вариантов концептуального прототипа перспективного танка, который скорее всего так и останется на уровне проекта. Проект уникален в тем, что имеет орудие с автоматом заряжания установленное без башни. Весь экипаж расположен в корпусе танка, которая отделяется от орудийной башенки бронированной переборкой.
Еще одно новшество, приписываемое этому танку - новый противотанковый выстрел, который имеет калибр 135-мм (больше чем нынешний выстрел 2A46). 135-мм орудие превосходит по мощности 120-м пушку Rh-120 танков "Леопард-2", "Абрамс" и "Mеркава", но уступает разрабатываемому в Германии 140-мм орудию. Боевой вес около 50 тонн. Двигатель дизельный 1000 л.с. или газотурбинный 1250 л.с. Максимальная скорость 75 км/ч Экипаж 3 чел Вооружение: 135-мм орудие-пусковая установка (40 (?) снарядов), в боекомплект наиболее вероятно входят ПТУР 9M119M "Рефлекс"
Nogri, а чо немцы тока? я их так усердно мочу а они уже на сайт на своих танках пробрались! Надо исправить!
САУ-Самоходные арт.установки. СУ-76
Год разработки: 1941 г. Год производства: 1942-1945 г. Боевая масса: 10.5 тонн Длинна: 4.9 мм Ширина: 2.7 мм Высота: 2.1 мм Скорость: 45 км\ч Запас хода: 250 км Радио: 12РТ Броня a. Лоб: 35 мм b. Борт: 15 мм c. Корма: 10 мм d. Рубка: 25 мм e. Корпус: (верх) 10 мм f. Корпус: (низ) 10 мм g. Крыша/Днище: 10 мм Экипаж: 4 чел. Вооружение: 1 пушка ЗИС-3 76 мм. Изготовители: СССР
СУ-76 Легкая САУ сопровождения пехоты, созданная на базе танка Т-70 с использованием полевой дивизионной пушки ЗИС-3. Самая массовая советская САУ второй мировой войны. Серийное производство осуществлялось заводами № 38 (г.Киров), №40 (г.Мытищи) и ГАЗ. С декабря 1942 по июнь 1945 года изготовлено 14 292 единицы. Первая партия САУ СУ-76 (25 единиц) была изготовлена к 1 января 1943 года и направлена в учебный центр самоходной артиллерии. В конце января два первых самоходно-артиллерийских полка смешанной организации 1433-й и 1434-й отправили на Волховский фронт для участия в прорыве блокады Ленинграда. В марте 1943 года сформировали еще два полка 1485-й и 1487-й, которые участвовали в боях на Западном фронте. По штату 1943 года в легком самоходно-артиллерийском полку имелась 21 САУ СУ-76М. В конце 1944 и в начале 1945 года для стрелковых дивизий было сформировано 70 самоходно-артиллерийских дивизионов СУ-76М (по 16 САУ в каждом). В первой половине 1944 года началось формирование легких самоходно-артиллерийских бригад РВГК (60 СУ-76М и 5 Т-70). К концу войны в Красной Армии насчитывалось 119 легких самоходно-артиллерийских полков и 7 легких самоходно-артиллерийских бригад. САУ СУ-76М принимали участие в боевых действиях вплоть до конца Великой Отечественной, а потом в войне с Японией. 130 самоходных установок было передано Войску Польскому.
История самоходной мортиры «Карл» началась в 1935 году с разработки фирмой Рейнметалл-Борзиг нарезного миномёта калибра 600 мм, который мог выпускать снаряды весом до 4 тонн на расстояние немногим более 1000 м. Проектирование велось под руководством генерала от артиллерии Карла Беккера, поэтому машина, имевшая заводской индекс Gerät 040 (Изделие 040), получила полуофициальное имя «Карл». Опытный образец орудия изготовили в 1937 году. Внушительная мортира, весившая порядка 55 тонн, забрасывала двухтонные гранаты на расстояние до 3000 м. Столь впечатляющее орудие имело только один существенный недостаток — громоздкость, поэтому в том же году начались работы по созданию для него самоходного лафета. Когда лафет был разработан, общий вес артсистемы достиг 97 тонн. После получения конструкторами задания забронировать лафет, масса установки поднялась уже до 126 тонн. Также модернизировали ствол орудия, доведя его длину до 5108 мм и подняв тем самым дальнобойность до 4000 м. Прототип с восьмикатковым гусеничным шасси был успешно испытан в мае 1940 года. Затем с ноября 1940 по август 1941 года строилась небольшая партия установок.
Всего фирмой Рейнметалл-Борзиг было изготовлено 6 самоходных мортир. Поскольку установки были единичными изделиями, каждая из них получила собственное имя. Шести орудиям были даны следующие имена: I — «Adam» («Адам»), позднее переименована в «Baldur» («Бальдр»), II — «Eva» («Ева»), позднее переименована в «Wotan» («Вотан»), III — «Odin» («Один»), IV — «Thor» («Тор»), V — «Loki» («Локи»), VI — «Ziu» («Циу», «Тюр»).
В ноябре 1940 года первая мортира, «Адам», была передана в войска. До середины апреля 1941 года были сданы 3 установки — «Ева», «Тор» и «Один», а к концу августа ещё две мортиры — «Локи» и «Циу».
По некоторым данным, существовала также седьмая установка, названная именем «Fenrir» («Фенрир»), однако она использовалась в основном для испытаний и не применялась в боях. Возможно, под этим именем имеется в виду установка-прототип, построенная в мае 1940 года. Для стрельбы были разработаны лёгкий и тяжёлый бетонобойные снаряды с весом 1700 кг (в том числе 280 кг взрывчатых веществ) и 2170 кг (из которых 348 кг взрывчатых веществ), а также фугасный (Sprenggranate) массой 1250 кг (из которых 460 кг взрывчатых веществ
Классификация средний танк Боевая масса, т 26 Компоновочная схема классическая Экипаж, чел. 4 Годы производства 1940—1944 Годы эксплуатации с 1940 Количество выпущенных, шт. 84 070 Основные операторы СССР Размеры Длина корпуса, мм 5920 Длина с пушкой вперёд, мм 5964 Ширина корпуса, мм 3000 Высота, мм 2405 Клиренс, мм 400 Бронирование Тип брони стальная катанная с неглубокой поверхностной закалкой Лоб корпуса (верх), мм/град. 45 / 60° Лоб корпуса (низ), мм/град. 45 / 53° Борт корпуса (верх), мм/град. 40 / 40° Борт корпуса (низ), мм/град. 45 / 0° Корма корпуса (верх), мм/град. 40 / 47° Корма корпуса (низ), мм/град. 40 / 45° Днище, мм 13—16 Крыша корпуса, мм 16—20 Лоб башни, мм/град. 45 Маска орудия, мм/град. 40 Борт башни, мм/град. 45 / 30° Корма башни, мм/град. 45 / 30° Крыша башни, мм 15 / 84° Вооружение Калибр и марка пушки 76-мм пушка образца 1938/39 годов (Л-11), 76-мм пушка образца 1940 г.(Ф-34) Тип пушки нарезная Длина ствола, калибров 30,5 (Л-11), 41,5 (Ф-34) Боекомплект пушки 77 Углы ВН, град. −5…+25° Прицелы телескопический ТОД-6 обр. 1940 года, перископический ПТ-6 обр. 1940 года Пулемёты 2 × 7,62-мм ДТ Подвижность Тип двигателя V-образный, 12-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском Мощность двигателя, л. с. 500 Скорость по шоссе, км/ч 54 Скорость по пересечённой местности, км/ч 25 Запас хода по шоссе, км 300 Запас хода по пересечённой местности, км 230 Удельная мощность, л. с./т 19,5 Тип подвески подвеска Кристи/торсионная Удельное давление на грунт, кг/см² 0,62 Преодолеваемый подъём, град. 36° Преодолеваемая стенка, м 0,75 Преодолеваемый ров, м 3,4 Преодолеваемый брод, м 1,3
T-34 («три́дцатьчетвёрка») — советский средний танк периода Великой Отечественной войны, выпускался серийно с 1940 года, и с 1944 года стал основным средним танком Красной Армии СССР. Разработан в Харькове конструкторским бюро под руководством Кошкина М.И. Самый массовый средний танк Второй мировой войны.
С 1942 по 1945 годы основное, крупносерийное производство Т-34 было развёрнуто на мощных машиностроительных заводах Урала и Сибири, и продолжалось в послевоенные годы. Ведущим заводом по модифицированию Т-34 являлся Уральский танковый завод № 183. Последняя модификация (Т-34-85) состоит на вооружении некоторых стран и по сей день[2].
Благодаря совокупности своих боевых качеств Т-34 был признан рядом специалистов и военных экспертов — лучшим средним танком Второй мировой войны.
Танк Т-34 — оказал огромное влияние на исход войны и на дальнейшее развитие мирового танкостроения. При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, тактическими, баллистическими, эксплуатационными, ходовыми и технологическими характеристиками.
Танк Т-34 является самым известным советским танком и одним из самых узнаваемых символов Второй мировой войны. До настоящего времени сохранилось большое количество этих танков различных модификаций в виде памятников и музейных экспонатов.
Катю́ша — появившееся во время Великой Отечественной войны 1941—45 неофициальное название бесствольных систем полевой реактивной артиллерии[1] (БМ-8, БМ-13, БМ-31 и других). Такие установки активно использовались Вооружёнными Силами СССР во время Второй мировой войны. Популярность прозвища оказалась столь большой, что «Катюшами» в разговорной речи стали нередко именовать и послевоенные РСЗО на автомобильных шасси, в частности БМ-14 и БМ-21 «Град».
«Бог войны» - именно так называют артиллерию военные, и не без основания. Случаи, когда один пушечный залп решал не только исход битвы, но и течение истории для того или иного государства, во многом подтверждают исключительность этого рода войск по части радикального решения судьбы исхода даже целой войны. Мало кто знает, что результат короткой и кровопролитной войны с Китаем за ничейный остров Даманский был предрешен всего одним артналетом, тогда еще секретной системой залпового огня БМ-21 «ГРАД». Ринувшиеся в наступление на территорию СССР три полнокровные китайские дивизии, а так же готовившееся для них подкрепление танков, были полностью уничтожены в течении нескольких секунд. Ужас, который испытали китайские генералы, когда поняли, что им некем командовать, и страх перед новым «чудо-оружием» русских свел военный конфликт на нет буквально за несколько часов. Это была первая послевоенная победа СССР в прямом вооруженном конфликте с другим государством, победа, которая стала возможной благодаря тому самому «богу войны», системе «Град» - «сыну» знаменитой на весь мир системы залпового огня «Катюша»…. Впервые идея использовать ракеты для ведения боевых действий посетила русских исследователей еще в начале позапрошлого века. Еще в 1894 году ученый Николай Иванович Тихомиров предложил русскому морскому ведомству создать самодвижущуюся мину на реактивной тяге. Тихомиров предлагал использовать для движения ракеты реакцию газов при сгорании легко воспламеняющихся жидкостей или взрывчатых веществ в сочетании с эжектируемой воздушной средой. Проект первой противолодочной неуправляемой ракеты появился в 1912 году, а в 1915 проект был модернизирован с учетом возможного использования ракеты для наземных и даже воздушных сражений! Несмотря на полученный патент, работы по созданию неуправляемого реактивного снаряда с началом первой мировой войны пришлось свернуть. О необычной артиллерии вспомнили уже при Советской власти. В 1921 году изобретение повторно подвергли экспертизе и признали «имеющим важное оборонное значение». В том же году по предложению Тихомирова была создана лаборатория для разработки «самодвижущихся мин» - впоследствии Газодинамической лаборатории (ГДЛ). Основной задачей лаборатории на то время было создание надлежащего топлива для ракеты. Применявшийся в то время в ракетах чёрный дымный порох не обеспечивал требуемых характеристик по дальности и стабильному полету ракеты, поэтому специалисты лаборатории разработали бездымный пироксилиновый порох на нелетучем растворителе - тротиле, отличающийся мощным и стабильным горением. Шашки из бездымного пироксилино-тротилового пороха (ПТП) горели стабильно и с достаточно сильным газообразованием. Первые успешные ракеты, прошедшие испытания и принятые на вооружения создал друг и помощник Тихомирова - Владимир Андреевич Артемьев. Именно Артемьеву посчастливилось стать одним из авторов будущего «бога войны», навлекающего на врага ужас и панику только одним своим именем - реактивной системы залпового огня «Катюша». Кстати, читателю интересно будет узнать, что первым «шасси» этих реактивных боевых систем «РС» (реактивный снаряд) был не автомобиль – а самолет! Впервые боевое применение ракет РС-82, ставших одним из боеприпасов для будущих «Катюш», было отмечено в Монголии, в боях с японцами. Советские самолеты И-16 и И-153, оснащенные неуправляемыми реактивными снарядами РС-82 наводили ужас на японских летчиков-самураев, разгоняя ракетным залпом бесстрашных «камикадзе». Обычно после дружного залпа сбивался всего один вражеский самолет, однако ужас от применения «чудо-оружия» русских был настолько велик, что ни один японский летчик после этого даже не думал выполнять свою боевую задачу и в страхе удирал на свой аэродром, бросив боевой строй. Попытки японцев захватить хотя бы один из советских самолетов, оснащенных пусковой установкой РС, ни к чему не привели, посему до начала второй мировой войны об устройстве столь грозного ракетного оружия СССР никто так и не узнал. Благодаря первому успешному боевому опыту применения реактивных снарядов РС-82 и РС-132 в авиации и последующей модернизацией пусковых устройств, в июне 1938 года было принято решение о разработке наземной пусковой установки для залповой стрельбы 132-мм реактивными снарядами. К октябрю конструкторы В. В. Аборенков, В. Н. Галковский, И. И. Гвай, А. П. Павленко и другие предложили многозарядную пусковую установку поперечной схемы для стрельбы снарядами РС-132 с 24 направляющими («флейта»), которая монтировалась на шасси грузового автомобиля ЗИС-5. В ноябре—декабре опытный образец прошел полигонные испытания, в ходе которых выявился существенный недостаток: заряжание можно было производить только «с дула», укладывая снаряды на переднюю часть пусковой, что было неудобно. При стрельбе машина раскачивалась, что вело к рассеиванию снарядов. К концу года все это было устранено. Теперь система заряжалась с «казенной части» расчетом из 5—7 человек (командир, наводчик, заряжающие, подносчики снарядов). Отныне пусковые монтировались на шасси трехосного автомобиля ЗИС-6. Эта система получила обозначение БМ-13 (боевая машина, 132-мм снаряды). Установка состояла из восьми открытых направляющих рельсов, связанных между собой в единое целое трубчатыми сварными лонжеронами. 16 реактивных 132-мм снарядов (масса каждого 42,5 кг) фиксировались с помощью Т-образных штифтов сверху и снизу направляющих попарно. В конструкции была предусмотрена возможность менять угол возвышения и разворота по азимуту. Наводка на цель производилась через прицел вращением рукояток подъемного и поворотного механизмов. Установку монтировали на шасси трехтонки - распространенного тогда грузового автомобиля ЗИС-5, причем в первом варианте сравнительно короткие направляющие располагались поперек машины, получившей общее название МУ-1 (механизированная установка). Это решение было неудачным - при стрельбе машина раскачивалась, что существенно уменьшало кучность боя. В сентябре 1939 года создали реактивную систему МУ-2 на более подходящем для этой цели трехосном грузовике ЗИС-6. В этом варианте удлиненные направляющие устанавливались вдоль автомобиля, задняя часть которого перед стрельбой дополнительно вывешивалась на домкратах. Масса машины с экипажем (5-7 человек) и полным боекомплектом составляла 8,33 т, дальность стрельбы достигала 8470 м. Только за один залп (за 8-10 с!) боевая машина выстреливала на позиции врага 16 снарядов, содержащих 78,4 кг высокоэффективного взрывчатого вещества. Трехосный ЗИС-6 обеспечивал МУ-2 вполне удовлетворительную подвижность на местности, позволял ей быстро совершать марш-маневр и смену позиции. А для перевода машины из походного положения в боевое было достаточно 2-3 минут. В 1940 году после доработок первая в мире подвижная многозарядная реактивная установка залпового огня, получившая название М-132, успешно прошла заводские и полигонные испытания. К началу 1941 года уже изготовили их опытную партию. Она получила армейское обозначение БМ-13-16, или просто БМ-13, и было принято решение об ее промышленном производстве. Одновременно одобрили и приняли на вооружение легкую подвижную установку массированного огня БМ-82-43, на направляющих которой размещались 48 82-мм реактивных снарядов с дальностью стрельбы 5500 м. Чаще ее называли коротко - БМ-8. Такого мощного оружия тогда не имела ни одна армия мира. Впервые всему миру «Катюши» заявили о себе в 1941 году под Оршей. Днем 14 июля 1941 года на железнодорожном узле Орши сосредоточились крупные подразделения вермахта. Одновременно нацисты навели переправу на реке Оршице. Танки, бронетранспортеры, артиллерийские тягачи с пушками, штабные автобусы и передвижные радиостанции — все было готово ринуться в наступление. Но вдруг из-за горизонта неслышно вынырнули десятки огненных стрел, и через несколько секунд на станции все заволокло огнем и дымом, тысячи осколков косили солдат вермахта, рвались машины с боеприпасами, плавилась броня танков и транспортеров. Гитлеровцам чудилось, что под ними горит сама земля, на которую они вторглись. «Это был кошмар... не только наши солдаты были охвачены паникой, но и те, кто находился далеко в стороне от нас, спасались бегством! — рассказывали оставшиеся в живых... — Казалось, что стреляли сразу сотни орудий». А через полтора часа шквал огня обрушился на переправу, наведенную саперами вермахта. В тот же день в журнале боевых действий батареи, которой командовал капитан И. А. Флеров, появились две лаконичные записи: .«14.7.41 г. 15 ч. 15 мин. Нанесли удар по фашистским эшелонам на железнодорожном узле Орша. Результаты отличные. Сплошное море огня. 16 ч. 45 мин. Залп по переправе фашистских войск через Оршицу. Большие потери врага в живой силе и боевой технике, паника. Все гитлеровцы, уцелевшие на восточном берегу, взяты нашими подразделениями в плен». Собственно прозвище «Катюша» полученное системой залпового огня на фронте – неофициальное собирательное название нескольких типов боевых машин реактивной артиллерии БМ-8 (82 мм), БМ-13 (132 мм) и БМ-31 (310 мм). Советская промышленность в июле 1941 — декабре 1944 изготовила около 30 тыс. боевых машин «Катюша» и свыше 12 млн штук реактивных снарядов к ним (всех калибров). Оружие относительно простое, состоящее из направляющих рельсов и устройства их наведения. Одна машина вмещала от 14 до 48 направляющих. Снаряд РС-132 для установки БМ-13 был длиной 1,8 м, 132 мм в диаметре и весил 42,5 кг. Твердая нитроцеллюлоза находилась внутри цилиндра с оперением. Вес боеголовки — 22 кг. Дальнобойность — 8,5 км. Снаряд М-31 для установки БМ-31 был 310 мм в диаметре, он весил 92,4 кг и содержал 28,9 кг взрывчатки. Дальнобойность — 4,3 км. Из советских фильмов «про войну» мы привыкли к привычному виду «Катюши» в виде «Полуторки» или на худой конец «ленд-лизовского» Студебеккера. На поверку оказалось, что по марке и конструкции шасси для «Катюш» были настолько разнообразны, что даже удивительно, почему об этом умалчивала советская военная история.
«НАША КАТЮША»
Не меньший интерес представляет собой история создания ЗИС-6, ставшего базой для легендарных «катюш». Проводимая в 30-е годы механизация и моторизация Красной Армии настоятельно требовала производства трехосных автомобилей повышенной проходимости для использования их в качестве транспортных машин, тягачей для артиллерии, для монтажа различных установок. В начале 30-х годов для работы в тяжелых дорожных условиях, в первую очередь для использования в армии, отечественная автомобильная промышленность начала разрабатывать трехосные автомобили с двумя задними ведущими осями (6 X 4) на основе стандартных двухосных грузовиков. Добавление еще одной задней ведущей оси в полтора раза увеличивало грузоподъемность машины, снижая одновременно нагрузку на колеса. Это способствовало повышению проходимости по слабым грунтам - сырой луговине, песку, пашне. А увеличенный сцепной вес позволял развить большую тягу, для чего машины снабжались дополнительной двух-, трехступенчатой коробкой передач - демультипликатором с диапазоном передаточных отношений 1,4-2,05. В феврале 1931 года было принято решение об организации в СССР массового производства трехосных автомобилей тремя автозаводами страны на основе принятых к производству базовых машин грузоподъемностью 1,5, 2,5 и 5 т. В 1931-1932 годах в конструкторском бюро московского автозавода АМО под руководством начальника КБ Е. И. Важинского велось проектирование трехосного грузовика АМО-6 (конструкторы А. С. Айзенберг, Кьян Ке Мин, А. И. Скорджиев и другие) одновременно с другими автомобилями нового семейства АМО-5, АМО-7, АМО-8, с широкой их унификацией. Прототипами для первых амовских трехосок послужили английские грузовики ВД («Вар Департмент»), а также отечественная разработка АМО-3-НАТИ. Первые два экспериментальных автомобиля АМО-6 испытывались 25 июня - 4 июля 1938 года в пробеге Москва - Минск - Москва. Спустя год завод приступил к изготовлению опытной партии этих машин, получивших название ЗИС-6. В сентябре они участвовали в испытательном пробеге Москва - Киев - Харьков - Москва, а в декабре началось их серийное производство. Всего за 1933 год изготовили 20 «трехосок». После реконструкции завода производство ЗИС-6 возрастало (вплоть до 1939 года, когда изготовили 4460 машин), и продолжалось до 16 октября 1941 года - дня эвакуации завода. Всего за это время было выпущено 21239 ЗИС-6. Машина была максимально унифицирована с базовой моделью трехтонного ЗИС-5 и даже имела такие же наружные габариты. На ней стоял тот же шестицилиндровый карбюраторный двигатель мощностью 73 л. с., те же сцепление, коробка передач, передний мост, передняя подвеска, колеса, рулевое управление, кабина, оперение. Отличались рама, задние мосты, задняя подвеска, привод тормозов. За стандартной четырехступенчатой коробкой передач стоял двухступенчатый демультипликатор с прямой и понижающей (1,53) передачами. Далее крутящий момент передавался двумя карданными валами на проходные задние ведущие мосты с червячной передачей, изготовленные по типу фирмы «Тимкен». Ведущие червяки располагались сверху, снизу - червячные колеса, изготовленные из специальной бронзы. (Правда, еще в 1932 году были построены два грузовика ЗИС-6Р с шестеренчатыми двухступенчатыми задними мостами, обладавшими значительно лучшими характеристиками. Но в автомобилестроении в то время было увлечение червячными передачами, и это решило дело. А к шестеренчатым передачам вернулись только осенью 1940 года на экспериментальных трехосных полноприводных (6 X 6) грузовиках ЗИС-36). В трансмиссии ЗИС-6 было три карданных вала с открытыми карданными шарнирами типа «Кливленд», требовавшими регулярной смазки. Тележка задних мостов имела балансирную рессорную подвеску типа ВД. С каждой стороны стояло по две рессоры с одним подрессорником, шарнирно связанным с рамой. Крутящие моменты от мостов передавались на раму верхними реактивными тягами и рессорами, они же передавали толкающие усилия. Серийные ЗИС-6 имели механический привод тормозов на все колеса с вакуумными усилителями, в то время как на опытных образцах применялись тормоза с гидроприводом. Ручной тормоз - центральный, на трансмиссию, причем сначала он был ленточным, а потом заменен колодочным. По сравнению с базовым ЗИС-5 у ЗИС-6 были усилены радиатор системы охлаждения, генератор; установлены две аккумуляторные батареи и два бензобака (всего на 105 л горючего). Собственный вес ЗИС-6 составлял 4230 кг. По хорошим дорогам он мог перевозить до 4 т груза, по плохим - 2,5 т. Максимальная скорость - 50-55 км/ч, средняя скорость по бездорожью 10 км/ч. Машина могла преодолевать подъем 20° и брод глубиной до 0,65 м. В целом ЗИС-6 представлял собой достаточно надежную машину, хотя из-за малой мощности перегруженного двигателя имел плохую динамику, большой расход топлива (по шоссе 40-41 л на 100 км пути, по проселку - до 70) и неважную проходимость. Как грузовой транспортный автомобиль в армии его практически не использовали, а применяли в качестве тягача для артсистем. На его базе строили ремонтные летучки, мастерские, бензовозы, пожарные лестницы, краны. В 1935 году на шасси ЗИС-6 смонтировали тяжелый бронеавтомобиль БА-5, оказавшийся неудачным, а в конце 1939 года на укороченном шасси, с двигателем повышенной мощности более удачный БА-11. Но наибольшую известность ЗИС-6 таки приобрел именно как носитель первых реактивных установок БМ-13.
Одиночка
Сообщение отредактировал Крипто - Среда, 21.03.2012, 13:56:51