Первые месяцы Великой Отечественной Войны стали подлинной и необъятной трагедией для Советского Союза. Стремительные удары войск вермахта на ключевых направлениях, окружения, подавляющее превосходство Люфтваффе в воздухе - все это пришлось испытать на себе Красной Армии. Действительность оказалась резко противоположной фильму "Если завтра война...", что крайне негативно сказывалось на моральном духе и боевом настрое войск. Огромную и наиважнейшую роль во всей этой неприглядной для советского командования картине играли немецкие танки. Массированным ударом они прорывали оборону советских войск на узком участке фронта и стремительно устремлялись далее, захватывая тыловые склады и узлы коммуникаций, лишая всякого снабжения окруженные части Красной Армии, которые затем беспощадно добивались авиацией, артиллерией и пехотой. Борьба с вражескими танками стала жизненно важной частью успешной защиты страны, а средств против них почти что не было. По ряду субъективных причин, которые заслуживают отдельного разговора, перед войной было свернуто производство дивизионных орудий калибра 76.2 мм и орудий противотанковой обороны (ПТО) калибра 45 мм. Подвиги советских танкистов на Т-34 и КВ никак не могли изменить ситуацию из-за действий в одиночку, дефицита боеприпасов и горючего. Кроме того эти танки предвоенного выпуска имели много дефектов в своих механизмах, из-за чего их часто приходилось бросать при отступлении. Единственным средством у пехоты оставались ручные гранаты РГД-33. Были предприняты все возможные меры для исправления создавшейся катастрофической ситуации. В кратчайшие сроки было возобновлено производство орудий ПТО калибра 45 мм, поставлены на конвейер новые 76.2-мм дивизионные орудия ЗиС-3 и 57-мм орудия ПТО ЗиС-2 конструкции В. Г. Грабина. Оружейные конструкторы Дегтярев и Симонов разработали образцы противотанковых ружей калибра 14.5 мм. Верховный Главнокомандующий И. В. Сталин лично подписал инструкцию о применении зажигательных бутылок. Уже к началу осени 1941 г. это начало приносить первые успехи. Но еще до этого, прекрасно понимая важность мобильности для орудий ПТО, нарком вооружений Ванников 1 июля 1941 г. отдал срочное распоряжение о разработке САУ для борьбы с нацистскими танками. Горьковский завод №92 в кратчайший срок представил два прототипа САУ - на шасси легкого полубронированного артиллерийского тягача Т-20 "Комсомолец" (ЗиС-30) и грузового автомобиля (ЗиС-31). Оба варианта были вооружены 57-мм противотанковой пушкой ЗиС-2. Лучшие результаты при стрельбе показала установка ЗиС-31, но выбор государственной комиссии пал на ЗиС-30 вследствие ее лучшей проходимости. К этому моменту завод, производивший "Комсомольцы", перешел полностью на выпуск легких танков, поэтому шасси для переоборудования их в САУ приходилось изымать из действующих частей. Всего к декабрю 1941 г. было переоборудовано около 100 "Комсомольцев", которые приняли участие в завершающем этапе битвы за Москву. Несмотря на все свои недостатки, они понравились в частях благодаря мобильности, лучшей защищенности матчасти по сравнению с буксируемым вариантом и высокой эффективности пушки ЗиС-2, которая иной раз прошивала немецкие танки того периода насквозь. Но ввиду малого числа, потерь и поломок механизмов ЗиС-30 быстро исчезли с полей сражений, не оказав сколь-нибудь существенного влияния на ход событий.
Непосредственно перед войной советскими конструкторами Реактивного НИИ были разработаны пусковые установки реактивных снарядов калибра 132 и 82 мм на шасси грузовика ЗиС-6. 1 июля 1941 года стало датой боевого крещения нового оружия - батарея капитана И. А. Флерова стерла с лица земли железнодорожный узел Орша с немецкими эшелонами с живой силой, боевой техникой и боеприпасами. Исключительная эффективность реактивной артиллерии способствовала быстрому развертыванию ее производства. Но шасси грузовика ЗиС-6 было сильно уязвимо даже для ружейно-пулеметного огня, поэтому уже в августе 1941 года в КБ завода "Компрессор" была начата разработка реактивной системы залпового огня (РСЗО) на базе легкого танка Т-40. 13 сентября завод изготовил первый прототип, получивший название БМ-8-24. Он был оснащен артиллерийской частью с направляющими для пуска 24 реактивных снарядов М-8 калибра 82 мм. После снятия с производства танков Т-40 выпуск этой машины продолжили на базе Т-60. По сравнению с вариантами на базе грузовых автомобилей БМ-8-24 отличалась высокой проходимостью, защищенностью от огня стрелкового оружия, небольшой высотой, облегчающей маскировку на местности, и увеличенным углом горизонтального обстрела. Однако после снятия с производства танка Т-60 выпуск САУ БМ-8-24 также был прекращен. Но эта скромная на вид боевая машина стала прародителем целого класса самых высокоэффективных боевых установок нашего времени (например, РСЗО "Буратино" на базе танка Т-72). Она же продемонстрировала все преимущества самоходной артиллерии в ходе контрнаступления под Сталинградом - БМ-8-24 оказывались рядом с наступающей пехотой в условиях зимнего бездорожья и значительно облегчали штурм немецких укрепленных позиций. Ни одна сколь-нибудь серьезная артсистема (за исключением 45-мм и 57-мм орудий ПТО, которые тащили на себе вконец измотанные бойцы и лошади) не могла сопровождать наступающие пехотные части, не говоря уже о танковых.
Несмотря на очевидную потребность Красной Армии в самоходках, до самого конца 1942 г. новых образцов техники этого класса (кроме ЗиС-30 и БМ-8-24) на вооружение не поступило, хотя работы по их созданию не прекращались. Причиной этого стала острейшая нехватка танков в войсках после весенне-летнего наступления вермахта 1942 г., когда Красная Армия вновь понесла тяжелые потери, а эвакуированные на Восток заводы пока еще не набрали производственную мощность. Выпускаемые на тот момент Горьковским Автомобильным заводом (ГАЗ) (Мытищинский Машиностроительный Завод (ММЗ) был частично эвакуирован в Киров и только восстанавливал производство легких танков) Т-60 были малопригодны для создания на их базе САУ. Т-34, выпускаемые заводами №112 "Красное Сормово", Уральским Танковым №183 в Нижнем Тагиле, №174 в Омске, Уральским заводом тяжелого машиностроения (УЗТМ) и Сталинградским Тракторным (СТЗ), были остро необходимы фронту. Выделение их шасси под нужды самоходной артиллерии в тот момент было просто невозможно. Ничем не могли помочь и заводы, произодящие тяжелые танки - Ленинградский завод им С. М. Кирова был отрезан блокадой, а продукция Челябинского Кировского Завода (ЧКЗ) - тяжелые танки КВ-1С - целиком шла на формирование гвардейских тяжелых танковых полков прорыва для намечавшегося контрнаступления под Сталинградом.
Иная ситуация сложилась по ту сторону фронта. КВ и Т-34 посеяли страх в частях вермахта. Но долго это продолжаться не могло, немецкие конструкторы спешно совершенствовали свои машины и создавали новые для борьбы с советскими танками. Боевой опыт показал, что самоходка StuG III Ausf B неспособна бороться с Т-34 и КВ. Поэтому ее срочно модернизировали, установив длинноствольную 75-мм пушку StuK 40 и усилив бронирование. Поздней осенью 1941 года новая модификация была поставлена на производство под обозначением StuG III Ausf F. 120 выпущенных машин приняли участие в летнем наступлении 1942 г. Другой новинкой стала самоходка-истребитель танков "Мардер" (Marder - нем. "куница") на шасси танка Pz Kpfw 38(t), вооруженная ... советской 76.2-мм пушкой Ф-22 конструкции В. Г. Грабина. Захватив значительное количество таких орудий в боях и на складах, немецкие инженеры модернизировали их по советским же планам и получили мощное противотанковое средство. Эта пушка наряду с 88-мм зениткой FlaK 18 довольно долго были единственными орудиями, гарантированно поражавшими Т-34 и весьма неплохо КВ. Для создания САУ активно использовались шасси устаревшего легкого танка Pz Kpfw I. На его базе были разработаны истребитель танков PanzerJäger и самоходная гаубица Sturm infanterie Geschutz (SiG) I. На Восточном Фронте они особых лавров не снискали, но неплохо использовались корпусом Роммеля в Африке